четверг, 11 февраля 2010 г.

Дик Дейл - король сёрф гитары

Дик Дэйл (Dick Dale, урожденный Richard Anthony Monsour, родился 4 мая 1937-го года в Бостоне, Массачусетс (Boston, Massachusetts), в семье ливанца и полячки), при жизни признанный королем сёрф-гитары благодаря своим экспериментам с приемами игры на гитаре (в частности игры тремоло), реверберацией и применением новых гитарных усилителей, в том числе и первого в мире 100-Ваттного усилителя Fender.

Видимо, благодаря подверженности с детства разным музыкальным влияниям –ближневосточным экзотичным мелодиям - со стороны отца и дяди, играющего в ансамбле, аккомпанирующем исполнению танцев живота на Уде (струнном щипковом плекторном музыкальном инструменте), восточноевропейским фолком – со стороны матери, его ранние музыкальные эксперименты буквально дышат чем-то восточным, столь далеким от простых американцев, за счет чего Дэйла часто называют первым музыкантом, подарившим электрогитаре неповторимый шарм Востока.

Одно из главных музыкальных влияний со стороны тогдашней сцены на него оказал, как ни странно, ударник – Великий джазовый барабанщик Джин Крупа (Gene Krupa), позже Дэйл говорил: "Смотрите, я могу сыграть на гитаре, как на тарелках, на рабочем барабане и бочке". Именно Джин Крупа заразил его страстью к барабанам, и, сокрушив, как полагается начинающему барабанщику, значительную часть посуды своей матери, Дэйл освоил барабаны. Но ударные не смогли полностью удовлетворить желаниям юного музыканта, и тогда он, прочитав на последней странице комиксов, что, продавая баночки с кремом «Noxema», можно заполучить гавайскую гитару укулеле, ринулся в бой. Юный Ричард провел много вечеров, стучась в соседские дворы и предлагая их обитателям бессчетное число баночек с кремом Noxema. (Кстати, сам он до сих пор бреется с ним.) Наконец он отослал заработанные в поте лица деньги, и через четыре месяца получил… раскрашенную в зеленый цвет фанеру, колки на которой вскоре отвалились. Выбросив этот хлам на помойку, Ричард насобирал бутылок от "Пепси", сдал их, и на вырученные 5 долларов 95 центов купил свою первую, пластиковую четырехструнную укулеле и учебник для начинающих музыкантов. На этом инструменте он научился играть вещи Хэнка Уильямса (известный певец кантри) и аккомпанирующий ритм в стиле упоминавшегося выше Джина Крупы. Единственное, о чем не говорилось в самоучителе, было то, что инструмент надо держать другой стороной. Все дело в том, что Дик - левша, а гитара была предназначена для обычного гитариста. Но он все равно научился играть и петь песни кантри, ставя пальцы так, как было указано в табулатуре. Вскоре после этого он купил за 8 долларов шестиструнную акустическую гитару с плоской декой, опять-таки для правши. Две лишние струны озадачили музыканта, и, играя аккорды как на укулеле, он стал их глушить. Вскоре Ричард уже вовсю играл и пел популярные в то время шлягеры в стиле кантри-энд-вестерн, вроде "Tennessee Waltz", и, возможно, его музыкальная карьера так и пошла бы в столь тривиальном для тех времен направлении, как кантри, если бы В 1954-м Энтони Монсур, отец будущей звезды, к тому моменту разглядевший талант сына, не решил перевезти семью из Бостона в Орандж Каунти, Калифорния (Orange County, California), где талантливый Ричард быстро влюбляется в сёрфинг, к тому моменту еще только завоевывавший сердца американской молодежи. Ричард, научившийся отлично кататься на доске, мечтает отразить в своей музыке звуки и ощущения от сёрфинга, и активно экспериментирует с импользованием максимально тяжелых струн и игрой тремоло (быстрым многократным повторением одной или нескольких нот на одной или нескольких струнах), добиваясь того самого «мокрого», «объемного» звука океанской волны, который и становится позже основной отличительной чертой его игры и сёрф-музыки в целом.

Переезд в Калифорнию задал толчок карьере Ричарда – отец организовал ему выступление на конкурсе подражателей Элвиса, где юный талант поразил публику с новым хитом Пресли "Teddy Bear" и выиграл право выступить перед премьерным показом фильма "Love Me Tender" вместе с Королем рок-н-ролла. После этого выступления карьера музыканта полетела вверх еще стремительнее, его приглашали в местные танцзалы и кинотеатры и на радио, где, кстати, местный диск-жокей музыки кантри T. Texas Tiny и порекомендовал ему взять эффектный и короткий псевдоним Dick Dale. Отец Ричарда Энтони, сообразив, что на этом дело не остановится, оперативно организовал лейбл «Del-Tone Records», на котором юный Дэйл выпустил пару местячковых рокабилльных синглов, и принялся экспериментировать с Музыкой Океана. Слухи о его экспериментах быстро разнеслись среди компании серферов (тех самых, которые позже и окрестили его «Королем Серф-гитары»). Позже Дик вспоминал: «Они говорили мне: "Ты король, чувак, ты король серфинга и гитары!" Все, что я когда-либо делал, было навеяно общением с простыми людьми, моей аудиторией» (которая также в дальнейшем подсказала ему названия многих его композиций).

«Однажды, в конце 50-х, путешествуя на мотоцикле в Бальбоа, роскошную серфинговую зону в южной Калифорнии, Дик обнаружил концертный зал "The Rendezvous Ballroom" («Танцзал Свиданий», Бальбоа). Эта огромная площадка пустовала вследствие падения интереса к джаз-бэндам, некогда выступавшим здесь. Теперь ее арендовали под выпускные вечера и другие локальные мероприятия. Дэйл с отцом обратились к местным властям с просьбой вновь устраивать на ней живые концерты.

По словам Дика, он стал единственным человеком на всю Калифорнию, получившим разрешение на открытие частной танцплощадки для подростков. Всем другим отказывали, так как любой рокер с гитарой был олицетворением порока, играющим "дьявольскую" музыку. «Нам с отцом удалось убедить местные власти вопросом: "Где вы предпочитаете, чтобы ваши дети проводили время, - на улице или в танцзале?" Они ответили: "О.К., но пусть все они приходят в галстуках!

Вы видели когда-нибудь человека с серфинговой доской и в галстуке?! Ну, мы купили партию галстуков и раздали их босоногим пацанам, с которыми мы каждый день катались на досках. Вот так все и начиналось. Потом от 17 друзей-серферов наша посещаемость выросла до 4 000 человек за один вечер»» [цитата с http://www.peoples.ru/art/music/guitars/dale/].

Стиль Дика Дэйла поражал Штаты. Начиная с первых появлений в Бальбоа, в том «Танцзале Свиданий», он ставил рекорды посещений всюду, где появлялся. В «Танцзале Свиданий» каждые выходные его ждала толпа из более чем четырех тысяч поклонников, в Пасадене его выступления перестали разрешать из-за неслыханной толпы в 3500 человек, просто-напросто не вместившейся в местный танцзал.

«Необычная манера Дэйла играть на гитаре, держа ее вверх тормашками и задом наперед, привлекла внимание профессионалов. Лео Фендер был удивлен и заинтригован его исполнением, а Барни Кессел, известный джазовый сессионный гитарист, сказал Дэйлу: "Дик, если бы ты только правильно переставил струны, то был бы величайшим гитаристом в мире." На что Дэйл ответил: "А зачем что-то менять, если и так неплохо?"

Дик не получил музыкального образования, однако это ничуть не мешало ему пробовать играть на многих инструментах, и на многих он до сих пор играет на своих концертах. При этом он гордится своей врожденной склонностью к мульти-инструментализму: "Я не знаю, как называется все то, что я играю. Так зачем мне забивать себе голову терминами? Я не претендую на звание "маэстро". Я всегда говорил, что обычная публика не знает, что такое "увеличенная терция". И я не знаю, и мне плевать. Я вам даже гамму не сыграю! Ну и что? Зато я могу извлекать звуки из любого существующего инструмента, и это идет от моего сердца» [цитата с http://www.peoples.ru/art/music/guitars/dale/].

Причем, даже купив позже гитару для левшей, Дик продолжает играть с «праворуким» расположением струн, а из-за своего тяжелого ударного стиля игры на гитаре, ему приходится использовать максимально тяжелые наборы струн (16p, 18p, 20p. 38w, 48w, 58w, тогда как «обычные» наборы струн - от 10 до 46). Его игрой интересуется Джимми Хендрикс, тоже левша, в то время работавший в аккомпанирующем составе Литтл Ричарда. В один из своих свободных вечеров он пришел на концерт Дэйла и остался его поклонником навсегда.

Его стремление к уникальному звучанию растет, опережая технический прогресс, и вынуждает его использовать уникальное оборудование. Персональным поставщиком гитар и усилителей Дэйла был Лео Фендер (тот самый Leo Fender, основатель компании Fender), а Дик усердно экспериментировал с их совершенствованием. Дэйл сжег уже около сорока двух усилителей, когда Фендер поинтересовался, зачем ему нужно играть так громко, на что Дэйл ответил, что хочет повторить тот звук, который создал Джин Крупа - звук первобытных танцев в джунглях, звук рева природы и рева океана. В один прекрасный вечер Фендер со своим верным товарищем и партнером по бизнесу Фредди Таваресом (Freddy Tavares) пришли в «Танцзал Свиданий» и обнаружили около четырех тысяч танцующих и кричащих поклонников Дэйла. Прочувствовав на себе, что значит оказаться среди толпы в четыре тысячи зажигающих серферов, Фендер понял, что именно нужно Дику, и помчался к чертежной доске. Усилитель на 85 Ватт, произведенный «Triad Transformer Company», который достиг невероятной по тем временам пиковой мощности в 100 Ватт, ответил всем требованиям Дэйла, и смог, не сгорев от перегрузок, передать звук, которого Дик так долго добивался. Вопрос был только в колонках, и компания Джеймса Б. Лэнсинга (ныне известная как JBL) сумела изготовить пятнадцатидюймовый динамик 15" JBL-D130, который вместе с 85-Ваттным усилителем Triad составил комбоусилитель «Single Showman Amp». Как только Дэйл включил в него свой Fender Stratocaster, он стал первым в мире гитаристом с 10-кратным усилением (вместо тогдашнего 4-кратного) – так Дик Дэйл прорвался через технические ограничения той эры и стал отцом хэви-металла, как сказано в журнале «Guitar Player». Но и этого ему было мало – толпа поклонников продолжала расти, росли и его требования к технике. JBL-D130 делал свое дело, пока в буквальном смысле не развалился, и тогда Лео, Фредди и Дик снова пошли в компанию JBL и предложили прорезинить края динамика, чтобы он мог колебаться без повреждений. Новую обновленную версию назвали JBL D-130F, где «F» на конце обозначает «Fender». Лео, Фредди и Дэйл спроектировали кабинет с двумя динамиками 15 " JBL-D130F, что вынудило Лео спроектировать первый в мире 100-Ваттный усилитель, пиковая мощность которого составила рекордные 180 Ватт, выпущенный впоследствии «Triad Transformer Company» и названный Dick Dale Transformer, а получившийся комбоусилитель назвали «Dual-Showman Piggy Back Amp» [Взято с официального веб-сайта DickDale.com].

Живые концерты группы Dick Dale & His Del-Tones превратились в значимые события, известия о которых распространялись по всему побережью. В этот самый момент Дэйл выпускает сингл Let's Go Trippin'/Del-Tone Rock (Deltone 1961) считается первой композицией в истории surf-музыки. Сразу после его выхода Дэйл на своем лейбле «Deltone» записывает еще два сингла - "Jungle Fever" и "Surf Beat", известных и распространенных более локально, а уже в 1962-м году он записывает свой первый альбом Surfers' Choice (Deltone 1962). Альбом был куплен Capitol Records, после чего мгновенно разошелся по всем Соединенным Штатам, и уже скоро Дэйл начал появляться на шоу Эда Салливана и в фильмах, а сингл "Misirlou" (тот самый, который значительно позже мы услышим в «Криминальном Чтиве», а еще позже – в «Такси») занял первое место в Лос-Анджелесе. Позже Дик заявит: "я все еще помню премьеру, мы играли ее ("Misirlou"). Я изменил темп, только начал заводиться. И... это было что-то невозможное - люди вставали с пола, кричали, бесились и топали. Я полагаю, что именно это и было началом surf-музыки".

В 1963-м году Dick Dale & His Del-Tones подписывают контракт с Capitol Records и записывают второй альбом, названный в честь прозвища «Короля Surf-Гитары», King of the Surf Guitar (Capitol 1963), а затем еще три студийных альбома - Checkered Flag (Capitol 1963), Mr. Eliminator (Capitol 1964) и Summer Surf (Capitol 1964). Контракт с крупнейшей звукозаписывающей компанией, эфиры на радио, телевидении, съемки в кино… казалось, все идет как нельзя лучше, но «джентльменты в костюмах» с Capitol не давали Дику полностью раскрыть свой талант, и, после записи последнего концертного альбома - Rock out with Dick Dale and his Del-Tones: Live at Ciro's (Capitol 1965) – Del-tones ушли с Capitol.

Surf-музыка стремительно набирала популярность в Соединенных Штатах, Dick Dale and his Del-Tones и сотни их подражателей собирали толпы зрителей, когда «Британское Вторжение» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Британское_вторжение) стало вносить свои поправки в американские чарты. Несмотря на это, Дэйл чувствовал себя вполне комфортно – преданные фанаты не оставляли его, он выступал в Калифорнии почти каждый день, не выбираясь за пределы радиуса в 100-200 миль; может быть, так бы и продолжалось, если бы в один отнюдь не прекрасный день 1966-го года ему не поставили страшный диагноз: рак прямой кишки.

«Его состояние скрывалось от прессы, но в музыкальных кругах распространилась весть, что Дик Дэйл умирает. Когда она дошла до Хендрикса, который записывал свой альбом "Are You Experienced?", он посвятил своему старому другу композицию "Third Stone From The Sun", сопровождавшуюся шепотом "Ты больше не услышишь surf-музыку" - Единственный чистый инструментал из всех записей Хендрикса» [цитата с http://www.peoples.ru/art/music/guitars/dale/].

На несколько лет Дик выпал из музыкальной жизни, а некоторые поклонники уже смирились с тем, что больше не услышат его феноменальной игры.

Несмотря на, казалось бы, страшный приговор, Дэйл победил болезнь, более того – он вышел из этой схватки изменившимся – битва со смертью заставила его переоценить жизнь и сменить приоритеты: он завязал с алкоголем, бросил курить, перешел на здоровое питание, углубился в изучение восточных философий и боевых искусств и стал проповедовать здоровый образ жизни. Вернувшись на сцену, он стал препятствовать употреблению сигарет и алкоголя своими коллегами по шоу и пытаться донести мысли о здоровье до толпы поклонников. В 1973 Дэйл выступил хедлайнером на Первом Международном Фестивале серфинга в "Hollywood Palladium", а три года спустя выпустил альбом "Dick Dale And His Del-Tones Greatest Hits", и продолжает до сих пор активно выступать в Калифорнии.

В 1979-м году, плавая в океане, он получает довольно заурядную травму ноги, но, из-за загрязненной воды океана, чуть позже чуть не теряет ногу. В результате, в дополнение к здоровому образу жизни и восточным философиям, Дэйл становится активистом природозащитной организации, и теперь на концертах концентрирует внимание публики еще и на проблемах экологии.

В 1983-м он записывает новый альбом The Tigers Loose (Balboa 1983) , в 1986-м выходит новый сборник King of the Surf Guitar: The Best of Dick Dale & The Del-Tones (Rhino 1986), год спустя, в 1987-м году, он появляется в кино, в фильме "Назад к Берегу" (Back to the Beach (1987), http://www.imdb.com/title/tt0092608/), где играет старый серф-хит «Pipeline» со Стиви Реем Воэном, а использование композиции"Miserlou" в фильме Квентина Тарантино, том самом «Криминальном Чтиве», в 1994-м, принесло ему вторую волну славы и новую аудиторию. С тех пор он выпустил еще несколько альбомов и продолжает активно выступать по всему миру. Кстати, существует мнение, что на создание фильма «Криминальное Чтиво» Тарантино толкнула именно композиция “Miserlou” в исполнении Dick Dale & His Del-Tones, Квентин, окрестивший ее «одновременно хорошей, плохой и злой», вдохновившись ею, решил снять фильм, передающий ее настроение, по-своему отразить те эмоции, которые возникли в нем в момент прослушивания этой композиции.

Подарив миру сёрф-музыку в 1950-х (а не в 60-х, как принято считать), Дэйл пронес свою музыку через десятилетия и выступал на одной сцене как с музыкантами 60-х, так и с рокерами 70-х – 80-х, и с альтернативщиками 90-х – записав еще три альбома - Tribal Thunder (HighTone 1993), Unknown Territory (1994), и Calling Up Spirits (Beggars Banquet 1996), он отправляется в турне в поддержку последнего совместно с альтернативными командами Rocket From The Crypt, Fishbone и Pennywise.

В 1993-м он записывает гитарное соло в сингле "Should Have Known" Южно-Калифорнийской инди-группы "The Pagodas", выпущенном на виниле, а в 1995-м записывает Surf-rock-версию "Аквариума" Камиль Сен-Саен из Карнавала Животных (Camille Saint-Saëns's "Aquarium" from The Carnival of the Animals) для музыкального сопровождения американских горок «Космическая Гора» в Диснейленде в Анахайме, Калифорния; Колорадская Национальная Хоккейная Лига использует композицию «Scalped» как свою музыкальную тему. Журнал «Guitar Player» и «Rolling Stone» несколько раз называли Дэйла Гитаристом Года, а последний занес его в список Величайших гитаристов мира, а его версию “Miserlou” – в список величайших инструменталов мира.

В 2002-м Дэйл появляется в The True Meaning of Christmas Specials, записав несколько новых песен для программы.

Семплы из композиций Дика Дэйла используются повсеместно, в том числе, в композиции «Pump It» Black Eyed Peas, в игре “Guitar Hero”, во многих кинофильмах и телепередачах.

Больее 25 лет домом Дика Дэйла является Twentynine Palms, Калифорния, что находится рядом с Национальным Парком Joshua Tree (http://www.joshuatree.org/).

Оборудование

Помимо первых 100-Ваттных и 180-Ваттных усилителей, имя Дика Дэйла прочно связано с гитарами Fender Stratocaster – у Fender есть подписная модель «Dick Dale Custom Shop Stratocaster», звучащая, как те самые первые модели Стратокастеров, на которых играл Дик, а также с "The Fender Tank Reverb", который был изготовлен специально для него – вернее, для его голоса, только позже он включил в него свою гитару. Дэйл использует ревербератор с делением сигнала на два тех самых «Dual Showman Amp»; до сих пор Дэйл использует свое оригинальное оборудование из ранних 1960-х и «леворукие» гитары с перестановкой струн под правшей. В настоящий момент он является эндорсером таких тоговых марок, как струны Dean Markley, барабаны Pearl, Zildjian Cymbals, струнные порожки Graphtech String Saddles, одежда Billabong, угги (овчинные сапоги) Australia's Ugg Boot Company, и конечно, музыкальные инструменты Fender Musical Instruments; также он является первым эндорсером корпорации Telex Corp, используя радиосистему Telex FMR450 Digital Wireless, которая позволяет ему играть удаленно от сцены, выходя к публике в зрительный зал.

Стиль жизни

Дэйл не употребляет алкоголя или наркотиков, он также препятствует их употреблению его группой и сотрудниками его команды - забота о здоровье играет важную роль в его жизни, и он проповедует этот стиль жизни среди своего окружения и своих зрителей и поклонников. 39 лет назад он прекратил есть красное мясо, в течение 30 лет изучал боевые искусства, и в свои 72 года он активно участвует в своих шоу, а на концертах задает жару почище многих молодых музыкантов. В начале 2008-го Дику второй раз в жизни поставили страшный диагноз «Рак» и прооперировали, а уже в июне 2009-го он выступил с туром по Западному побережью от Южной Калифорнии до Британской Колумбии с более чем 20-ю концертами. Его 17-летний сын Джимми Дэйл выступает с ним и играет у него в группе на барабанах. К настоящему моменту список музыкальных инструментов, которыми владеет Дик Дэйл, таков: акустические, электро- и бас-гитары, гавайская гитара, банджо, барабаны, фортепьяно, орган, клавесин, труба, тромбон, саксофон, гармоника, ксилофон и аккордеон. (источник: официальный сайт Дэйла и пресс-конференция Дэйла в Вентуре, Калифорния, 6/14/09).

Дик Дэйл, подаривший миру собственный стиль музыки, ставший отцом еще нескольких стилей, несколько раз подтолкнувший и музыкальный, и технический прогресс, несколько раз поборовший смертельную болезнь, не раз изменившийся сам и меняющий людей вокруг, все еще на сцене, и не собирается уходить. Как говорит он сам, "я хочу умереть не в кресле-качалке, а на сцене, в момент наивысшего эмоционального накала".

Источники:

www.Surfmusic.ru

http://www.peoples.ru/art/music/guitars/dale/

http://en.wikipedia.org/wiki/Dick_Dale

www.dickdale.com

Перевод всех англоязычных материалов - Ян ‘hanson’ Надольский (http://ru.wikipedia.org/wiki/Участник:I.nadolsky), барабанщик Surf-группы Bamboo Boogie Boots (http://www.myspace.com/rfellers и http://vkontakte.ru/club11555207).

1 комментарий:

  1. Самая большая трагедия в истории татарского народа – это падение Казани, повлекшее за собой исчезновение татарской государственности и многовековое рабство татарского народа. 15 октября, 1552 года стало печальной датой отсчета порабощения не только отдельно взятого народа, но и целого татарского континента Евразия. Целых 456 лет татарский народ вынужден был жить под пятой колонизатора и агрессора, к сожалению это насильственное сосуществование продолжается и по сей день. buy viagra

    ОтветитьУдалить